Пунктом 4 статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлена обязанность иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, уведомлять местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении ими образовательной деятельности.
Министерством образования разработана примерная форма уведомления о начале и (или) прекращении образовательной деятельности.
Обращаем внимание, что иные организации, индивидуальные предприниматели уведомляют
об осуществлении и прекращении образовательной деятельности в части реализации образовательных программ.
Не требуется уведомление иными организациями об осуществлении ими лицензируемой деятельности, реализации образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов
и образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей служащих.
Примерная форма уведомления размещена ниже:
ОБРАЗЕЦ заявления о согласовании программы
Типичные нарушения законодательства об образовании при осуществлении образовательной деятельности в части обучения иностранному языку по итогам мониторингов, проведенных Департаментом, структурными подразделениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, в июне-августе 2024 г. размещены на странице Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь официального сайта Министерства образования: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/kontrol-kach/kontrolnaya-nadzornaya-deyatelnost/tipichnye-narusheniya-zakonodatelstva-ob-obrazovanii/
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154 О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
В основу Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон о лицензировании) положен принцип лицензирования тех видов деятельности, где требуется защита государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан. Образование является именно таким видом деятельности. При этом, образовательный процесс должен быть организован в соответствии с законодательством, независимо от формы собственности учреждения.
Лицензирование образовательной деятельности позволило:
пресечь неуправляемый рост количества организаций, регистрирующихся по заявительному принципу и деятельность недобросовестных учреждений образования частной формы собственности;
препятствовать появлению в сфере образования субъектов хозяйствования, преследующих сугубо коммерческие цели в ущерб государству и личности (их наиболее высокая концентрация отмечалась в г. Минске, Минской области);
отработать каждый субъект хозяйствования частной формы собственности, расположенный и зарегистрированный на территории административной единицы, на предмет фактического осуществления им вида деятельности, подпадающего под лицензирование.
Кроме того, процедура лицензирования дала возможность местным исполнительным и распорядительным органам, с одной стороны, провести своего рода ревизию реального состояния дел в государственных учреждениях образования, в том числе для принятия управленческих решений в плане развития материально-технической базы, кадрового потенциала. С другой стороны, получить объективную информацию о фактическом «желании» осуществлять частными субъектами хозяйствования и ИП, зарегистрированными на территории соответствующего района, образовательную деятельность.
В случае, если субъект хозяйствования, в целях избегания лицензирования в качестве основного вида экономической деятельности указывает нелицензируемую деятельность, но при этом станет реализовывать лицензируемую образовательную программу, то его действия в соответствии с административным и уголовным законодательством попадают под признаки правонарушения или преступления:
незаконная предпринимательская деятельность в соответствии со статьей 13.3. «Незаконная предпринимательская деятельность» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
предпринимательская деятельность, осуществляемая без лицензии, сопряженная с получением дохода в крупном размере в соответствии со статьей 233. «Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии)» Уголовного кодека Республики Беларусь.
Информация о выявленных фактах осуществления лицензируемой деятельности без лицензии передается в правоохранительные органы для дальнейшего реагирования.
Типичные нарушения законодательства об образовании
РАЗЪЯСНЕНИЕ о порядке действий физических лиц при оказании ими услуг по экскурсионному обслуживанию
Пунктом 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь от 11 ноября
2021 г. № 129-З «О туризме» предусмотрен перечень лиц, которые вправе проводить экскурсии на территории Республики Беларусь. В число таких лиц входят экскурсоводы, гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков (далее, если не указано иное, – аттестация).
Оказание экскурсионного обслуживания возможно в трех формах.
Первая форма – в качестве служащего в организациях, занятых
в туризме, на основании трудового договора (контракта), порядок заключения и действия которых определен Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства о труде.
Вторая форма – в качестве лица, выполняющего работу (оказание услуг) на основании гражданско-правового договора. С учетом положения абзаца семнадцатого части третьи пункта 1 статьи 1 Гражданского
кодекса Республики Беларусь деятельность таких лиц не носит характер предпринимательской деятельности при условии, что гражданско-правовой договор отвечает требованиям законодательства.
В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» определено, что в гражданско-правовых договорах в обязательном порядке должны быть указанные следующие существенные условия:
предмет договора, которым является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (в частности, оказание экскурсионного обслуживания);
порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;
обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее – заказчик), по уплате за них
в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подпунктах 1.3 и 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314, и ответственность
за их невыполнение;
основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;
ответственность за неисполнение заказчиком обязательств
по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере
не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.
Третья форма – в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку экскурсионное обслуживание отнесено к видам деятельности, разрешенным для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457). В этом случае предъявляется требование о прохождении государственной регистрации
в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
Важно отметить, что экскурсоводы, гиды-переводчики независимо от выбора форм работы обязаны пройти аттестацию в соответствии
с Положением о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2022 г. № 582.
Нарушение законодательства о предпринимательстве, как и запрета о проведении экскурсий без прохождения аттестации, установленного
в пункте 4 статьи 34 Закона Республики Беларусь «О туризме», является административным правонарушением и влечет ответственность:
по части 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, когда такая регистрация обязательна;
по части 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии
с законодательными актами такая деятельность является незаконной
и (или) запрещается. Сюда же относится проведение экскурсий
на территории Республики Беларусь без прохождения аттестации, поскольку пунктом 4 статьи 34 Закона Республики Беларусь «О туризме» установлен соответствующий запрет.
Одновременно отмечаем, что с учетом положений статьи 33 названного Закона экскурсионное обслуживание осуществляется только при заключении с участниками туристической деятельности соответствующего договора.
Договор оказания экскурсионных услуг считается заключенным
в надлежащей форме:
при составлении одного текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), или обмене текстовыми документами, включая документы в электронном виде (в том числе электронные документы), которые подписаны сторонами собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый договор оказания экскурсионных услуг подписан его сторонами (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию стороны по договору оказания экскурсионных услуг),
и не противоречит законодательству и соглашению сторон;
с момента выдачи экскурсанту документа, формируемого кассовым оборудованием и (или) платежным терминалом и подтверждающего оплату экскурсионных услуг независимо от формы расчета, либо
с момента совершения платежа за экскурсионные услуги посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного
и информационного пространства Республики Беларусь;
с момента выдачи квитанции на экскурсионные услуги по форме, установленной Министерством спорта и туризма, и кассового чека или иного платежного документа, подтверждающего оплату экскурсионных услуг.